ИС-3 – «Танк Победы»

«Танк Победы» – как раз такое неофициальное название получил ИС-3, не принимавший роли ни в одной из схваток Великой Отечественной войны. Вся его роль в войне свелась к прохождению маршевыми колоннами на параде союзнических войск в Берлине 7 сентября 1945 года, докладывая о итогах которого, маршал Г.К. Жуков писал в Столицу: «Парад прошел превосходно. Наши танки ИС-3 произвели слишком грандиозное впечатление на всех жителей других стран, продемонстрировали превосходную сплоченность и прошли на параде хорошо».
С 1943 года, сталкиваясь в боях с немецкими тяжелыми машинами Panzerkampfwagen VI «Tiger I» и Panzerkampfwagen V «Panther», советские бронетанковые войска начали нести тяжелые потери. Советское командование вынужденно было немедленно реагировать на сложившуюся ситуацию. Итогом этого стало появление тяжелых танков ИС-1 и ИС-2, которые если и не переломили ситуацию в корне, то смогли несколько выправить ее. Однако результатом поспешности разработки и внедрения новых видов бронетехники РККА стало ухудшение их качества: особенно много нареканий было к трансмиссии. Негативная реакция руководства страны на просчеты в конструкции привели к необходимости постоянной модернизации танка ИС-2. Однако, помимо проблем с трансмиссией, анализ повреждений новых машин выявил ненадежность броневой защиты. Дело в том, что литая броня ИС-2 пробивалась орудиями «Тигров» и «Пантер» с дистанции 900-1200 м.
Уже 8 апреля 1944 г. Постановлением ГКО №5583 была утверждена программа создания опытного образца нового тяжёлого танка на Челябинском Кировском заводе. Проектируемая машина, за основу которой брался серийный ИС-2, по требованию Главного бронетанкового управления должна была нести усиленную броневую защиту. Другими словами, перед проектировщиками ставилась задача, чтобы «лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не поражались ни с каких дистанций». Это стало исходной точкой рождения «объекта 703», получившего позднее индекс ИС-3.
Несмотря на невероятную сложность поставленной задачи, разработчики, опираясь на рекомендации Института металлургии и брони (ЦНИИ-48), приступили к выполнению задания. Руководство работами по модернизации ИС-2 было возложено на инженера М. Балжи. Коллектив приступил к постройке представленного еще в марте проекта «объект 701», получившего позднее индекс ИС-4. В первоначальную конструкцию были внесены около 30 радикальных изменений, включая замену двигателя на 625-сильный В-11. Однако уложиться в поставленные сроки сдачи – 25 июня 1944 года – не удалось. Лишь 2 сентября 1944 года заводчане приступили к сборке первой модернизированной машины. Испытания нового танка начались и вовсе в конце октября. Машина периодически выходила из строя из-за дефектов узлов и деталей. В итоге пришлось отказаться от замены двигателя, и вернуться к старой ходовой части и трансмиссии.
25 ноября 1944 года на испытания был сдан второй опытный образец, значившийся в документах как «Образец А» и получивший приказом Командующего БТ и МВ Красной Армии название «тяжёлый танк ИС-3 (образец №1)».
На этот танк вернули двигатель В-11 мощностью 520 л.с., так как он устраивал военных по всем параметрам. Была изменена и трансмиссия.
Следуя предписанным мероприятиям по усилению бронезащиты ИС-2, инженеры разработали для ИС-3 (образца №1) новый сварной корпус, изготавливавшийся из катанных бронелистов. Днище этого варианта танка имело форму корыта, а бортовые части сваривались из нижней и верхней составных вертикальных частей. Толщина и углы наклона броневых листов ИС-3 делали его корпус неуязвимым от огня противотанковой артиллерии и танковых пушек.
Однако наиболее интересной частью новой машины стала приплюснутая башня, разработанная конструктором Г. Кручёных. Несмотря на отсутствие командирской башенки, снижавшей обзор, новая компоновка башни позволяла без увеличения массы значительно усилить толщину брони. Эта деталь танка отливалась целиком. Толщина ее стенок варьировалась от 170 до 360 мм, что вместе с большими углами наклона заставляло снаряды рикошетировать после попадания. Крыша башни состояла из двух 30-мм листов брони. Передний делался съемным для удобства при установке орудия. Во втором листе располагался посадочный люк.
Машина была оснащена тем же самым орудием Д-25 калибра 122 мм, с которым был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект танка располагался в башне и корпусе.
По итогам испытаний, проведенных с 18 по 24 декабря 1944 года, машину было рекомендовано принять на вооружение.
В то же время, после получения информации об испытаниях ИС-3 (образец №1) главный конструктор Опытного завода Ж. Котин представил в Нарокмат танковой промышленности собственный образец броневой защиты ИС-2. Конструкторы этого предприятия Г. Москвин и В. Таротько спроектировали оригинальную форму носовой части корпуса, получившую у них название «нос с горбинкой» или «щучий нос». Как и в варианте бронирования Челябинского Кировского завода, сварка броневых листов корпуса Опытного завода выполнялась в автоматическом режиме.
Рассмотрев оба варианта, руководство Наркомата танковой промышленности пришло к выводу, что новый тяжелый танк должен совмещать конструкторские решения двух заводов. Разработку нового варианта ИС-3 поручили коллективу Кировского завода, после чего уже к 25 января 1945 года должны были быть собраны 8 танков, а два корпуса и две башни подготовлены к испытаниям обстрелом. Впоследствии конструкторы ЧКЗ, разрабатывавшие новую машину, были постепенно переведены в коллектив Опытного завода №100.
Новый же вариант танка был передан на испытания, проводившиеся с 23 марта по 11 апреля 1945 года, по итогам которых было рекомендовано присвоить ему наименование «Маршал Сталин» и передать в серийное производство на Челябинском Кировском заводе. Однако потому, что в дальнейшем машина и так стала носить индекс ИС-3, Верховный главнокомандующий идею о переименовании отверг.
До конца 1945 года было произведено 1705 танков из 2305 единиц, выпущенных в период с 1945 по 1946 год.
Несмотря на то, что ИС-3 должен был стать основной машиной танковых войск СССР, он не справился с поставленной задачей. Его постигла участь предшественника – ИС-2. Поспешность при разработке и постройке приводила к многочисленным поломкам в ходе эксплуатации. ИС-3 постоянно модернизировали, что приводило к более частому нахождению матчасти на ремонтных заводах и базах хранения, нежели в строевых частях.
Однако, благодаря техническим решениям и оригинальным формам, ИС-3 оказал влияние не только на отечественное, но и мировое танкостроение. Недаром после завершения испытаний ИС-3 в 1945 году конструкторы, принимавшие участие в его постройке, были награждены высокими правительственными наградами.

Поделиться этой записью

  • Google Buzz
Творец: WtGame Просмотр всех публикаций от

Поделиться мнением