Тяжёлый танк M6A1

Сегодняшняя статья целиком посвящена необычному тяжелому танку в американской ветке – М6А1. Имея довольно внушительные габариты и крепкую броню, танк так же отличается сравнительно хорошим вооружением и подвижностью. К тому же он имеет очень интересную историю создания, показательно отражающую реалии американского танкостроения во время Второй Мировой. Об этом мы и поговорим в этой статье.
Исторически сложившаяся ситуация с развитием американских танковых войск в промежутках между Первой и Второй Мировой войнами серьезно повлияла на их боеспособность и пригодность использования против новых немецких танков. Грубо говоря, до мая 1939 года танковые войска вообще были приданым подразделением пехоты, не имея даже обособленного статуса, и посему подчинялись пехотному командованию и были под непосредственным контролем.
Все это привело к тому, что на начало Второй Мировой в бронетанковых силах США практически не было тяжелых танков, а единичные представители этого класса (в основном танки Mark VIII «Liberty») были пережитками Первой Мировой и безнадежно устарели уже в 1930-е года. А скудное финансирование войск в то время не позволило провести хоть какие-нибудь работы по модернизацию или замене устаревших машин.
Когда же немецкие танковые соединения преуспели и развили заметный успех во Франции, стало ясно, что танкам уделялось слишком мало внимания и нужна существенная реорганизация материально-технической и интеллектуальной базы для наверстывания упущенного. Бронетанковые силы Америки были в бедственном положении и срочно нуждались в новых, современных и пригодных для Второй Мировой войны танках. После приказа Главнокомандующего Пехотными Войсками в мае 1940-го начался активный процесс формулирования требований к тактико-техническим характеристикам перспективных образцов, а затем и предварительные работы и приготовления по их созданию.
Первоначальные концепции тяжелого танка были довольно типичны для танкостроения 1930-х годов – танк должен был быть многобашенным, с довольно посредственным бронированием, весом около 80 тонн. В июне 1940 года Бронетанковый комитет АТС утвердил две концепции танка, первым из которых стал М2А1, модернизированный средний танк с новым 75-мм орудием. При дальнейшей модернизации была создана машина среднего класса – М3. Для второго танка была отведена ниша 80-тонных тяжелых машин с броней примерно в 75 мм. Имея две башни с ограничениями углов поворота с 75-мм орудиями, он так же должен был получить дополнительные башенки с орудиями калибра 37мм, а так же дополнительным вооружением в виде 20-мм автомата и пулемета калибра 7,62мм. Однако этот вариант не был конечным, и в итоге был заменен на другой – единичное орудие крупного калибра непосредственно в корпусе танка, пушкой калибра 37-50 миллиметров в башне и дополнительно восемью пулеметами. В итоге этот вариант использовался для увеличенного варианта среднего танка М3.
Эскиз будущего прототипа тяжелого танка был почти закончен уже в октябре 1940-го года, и вновь ТТХ были существенно изменены. В отличии от первоначальных набросков, общая масса машины была уменьшена с 80 до 50 тонн, толщина брони осталась примерно той же – 75 мм а приблизительная скорость танка – 25 миль в час. Для высокой мобильности танку нужен был мощный двигатель, поэтому в планах было оснащение танк двигателем Wright 925HP, с производительностью 960 л.с.
А вот с трансмиссией возникла тупиковая ситуация, так как в то время у американцев не существовало трансмиссии, которая смогла бы гарантированно удержать немалый вес планируемого танка. В течении долгих и трудных обсуждений, конструкторы сошлись на мнении, что трансмиссия Гидроматик (Hydromatic) подойдет для Т1. В плане вооружения предусматривалась установка спаренных 37-мм пушек в башне танка, а так же дополнительные пулеметы в количестве 4-х штук.
Постройка непосредственно опытных образцов машины началась в феврале 1941-го года. Для того, чтобы определиться с оптимальным сочетанием корпуса и трансмиссии, выпускались 4 варианта танка, каждый из которых имел отличное от другого оснащение. Два варианта имели литой корпус (Т1Е1 и Т1Е2), два – сварной (Т1Е3 и Т1Е4). Вариант Т1Е1 был оснащен газо-электрической трансмиссией, что увеличивало его вес на несколько тонн, но, тем не менее, было одобрено.
Пилотный Т1Е2 имел преобразователь крутящего момента, однако с трансмиссией было немало проблем, к тому же выявились недостатки механизма переключения тормоза и гидравлики рулевого управления. Несмотря на то, что танк был очень «сырым» и даже после исправления некоторых недостатков конструкции был далек от идеала, США были вынуждены запустить этот танк в производство, внося улучшения по ходу производственного процесса. Завод Baldwin Locomotive Works выпустил первый Т1Е2 уже в конце 1941-го года.
Еще один прототип, Т1Е3, приняли на вооружение под индексом М6А1. Он отличался сварным корпусом и тоже имел преобразователь крутящего момента. В июне 1943-го эту модель испытывали на полигоне Форт Нокс, однако после окончания испытаний она так и не поступила в серийное производство.
Последний из четверки опытных образцов получил обозначение Т1Е4. В отличии от других моделей, этот должен был получить двойную дизельную силовую установку. Впоследствии оказалось, что разработка такой установки довольно проблематична, поэтому все работы над этим прототипом были остановлены даже до того, как на него установили трансмиссию.
Итак, перебрав несколько вариантов и отвергнув все неподходящие, государство пришло к выводу, что только два прототипа более-менее подойдут для серийного выпуска, и выдало заказ на производство Т1Е2 и Т1Е3. Позже, в мае 1942-го было принято решении о стандартизации Т1Е2 и Т1Е3 как М6 и М6А1 соответственно. После того, как прототип М6 все-таки приняли на вооружение, комиссией было решено увеличить выпуск танков этой модели до 250 в месяц, в связи с чем к производству танка подключили еще одного подрядчика — фирму Grand Blank Arsenal. Это объяснялось серьезной нехваткой бронетехники и необходимостью усиления армии США на всех театрах военных действий. Однако, несмотря на все усилия по увеличению численности армии и её нужду в новых танках, уже к сентябрю 1942 года финансирование танкостроение претерпело серьезное сокращение, вместо этого финансы потратили на увеличение выпуска боевой авиации. В связи с этим сокращением планы выпуска тяжелого танка М6 были снижены с 5000 до 115 машин. Это, плюс результаты последних войсковых испытаний танка, о которых было отрапортовано в декабре 1942-го года, предрекло участь боевой машины. Серьезные претензии командования к массе танка, неподходящему вооружению, тупиковой форме корпуса и серьезно недоработанной трансмиссии означало, что в танке слишком много недостатков. Все это сделало его потенциал лимитированным, а боевые возможности – ограниченными. В итоге заказ был сокращен еще сильнее, в частности было выпущено всего 12 танков М6А1.
В итоге эта боевая машина ни разу не приняла участие в настоящем бою, зато сослужила хорошую службу как испытательный образец для создания и улучшения некоторых деталей, механизмов и узлов, впоследствии использованных на других танках. Например танк Т23 унаследовал от танка М6 систему электрической трансмиссии. Благодаря этому М6 использовали для обучения танковых экипажей, так как многие боевые машины имели схожие модули и детали, испытанные на этом танке. До того как его списали как устаревший, было предпринято несколько попыток создать различные модификации этого танка, некоторые из которых даже планировали поставлять в Европу, однако все эти проекты были аннулированы.
Пройдя долгий и тернистый путь, танк не снискал себе славы на поле боя, однако нашел себе место в игре – 3 ранг в американской ветке. Этот танк имеет боевой рейтинг 5.0, численность его экипажа – 6 человек. Максимальная скорость – 35 кмч, основное оружие — 76,2-мм пушка с боекомплектом на 75 выстрелов.

Поделиться этой записью

  • Google Buzz
Творец: WtGame Просмотр всех публикаций от

Поделиться мнением